19:03
Конспект открытого урока на тему "Тип Членистоногие"

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Шукурова Асем Ивановна

Предмет: биология

Класс: 7

І. Блок целеполагания.

Тема урока:

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные

Цель урока:

познакомится с типом  Членистоногие путем изучения классов Ракообразные и Паукообразные

Планируемый результат:  изучение общей характеристики типа Членистоногие, а также характерных признаков классов Паукообразные и Ракообразные

  • знания: выявить особенности организации Ракообразных и Паукообразных; изучить внешнее строение Ракообразных на примере рака речного
  • умения: развитие  навыка самостоятельности мышления, умения делать выводы, формулировать ответы на вопросы.
  • навыки:  работа с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass

Личностно формирующая направленность урока:

личностные:

организация целенаправленной познавательной деятельности

коммуникативные:

умение работать в микрогруппе, организовывать учебное сотрудничество, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации; умение свободно отвечать на публику.

регулятивные:

умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в

процессе достижения результата

познавательные:

выделение и  формулирование познавательной цели, структурирование знаний, рефлексия

ІІ. Блок инструментальный.

Задачи урока:

  1. Изучить характерные особенности типа Членистоногие, а именно с классами Ракообразные и Паукообразные.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Учебно-методический комплекс:

Источники информации

  1. Латю­шин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2009. - 304с: ил.
  2. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина,  В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Электронное приложение «Биология 7класс» (издательство «Дрофа»)
  • Оборудование

ноутбук, мультимедийный проектор, белый экран, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass (5 пультов), демонстрационный материал «Речной рак расчлененный», дидактические карточки.

ІІІ. Блок организационно-деятельностный.

         

Таблица-схема "План урока".

 

Этапы

Время

Содержание этапа

Основная форма работы

УУД

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Организационный этап

1 мин

приветствует учеников, проверяет количество учащихся

 

настраиваются на предстоящую работу

фронтальная

личностные

  • самоопределение

2.

Постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний

 10 мин

Предлагает разгадать кроссворд, ключевое слово которого – тема урока. Зачитывает вопросы кроссворда:

1.Основным хозяином свиного цепня является…(человек)

2.Наука о животных – это…(зоология)

3.Продолжите выражение: брюшная нервная …(цепочка)

4.Тело какого простейшего имеет сразу 2 ядра – большое и малое. (инфузория-туфелька)

5.Этого моллюска активно используют в медицине при угрозе кровоизлияний и при гипертонии. (пиявки)

6.Как называются  иглы в теле губок? (спикулы)

7. Какое название получил язычок с хитиновыми зубами у брюхоногих моллюсков? (терка)

8.Второе название малощетинковых червей. (Олигохеты)

9.Тело брюхоногих моллюсков подразделяют на голову, туловище и …(ногу)

10. Чем покрыто тело большинства моллюсков? (раковина)

11.Одно из царств живой природы (Грибы)

12. Моллюск, не имеющий раковины. Вредитель наших огородов. (Слизень)

13. Шарообразное образование в раковинах некоторых моллюсков, используемое для производства ювелирных украшений. (Жемчуг)

 

- итак, тема нашего урока «Тип Членистоногие». Сегодня на уроке мы поговорим о двух классах этого типа: Ракообразные и Паукообразные. Вам будет предложена лабораторная работа.

В конце урока я предложу вам тест с использованием системы контроля и мониторинга  качества знаний «PROClass», поэтому будьте внимательны.

- перед тем, как мы начнем изучать новый материал мне бы хотелось задать вам вопрос. (демонстрация слайдов 3,4). В конце урока вы обязательно узнаете ответ на этот вопрос.

 - сейчас откройте ваши тетради на с.30. Запишите число: 4.12.2014г

 отвечая на вопросы учителя, разгадывают кроссворд, озвучивают ключевое слово (тема урока), в рабочих тетрадях записывают дату урока.

фронтальная

личностные

  • формирование учебной мотивации

регулятивные

  • целеполагание

коммуникативные

  • умение точно выражать свои мысли

3.

Первичное усвоение новых знаний

20 мин

- Тип Членистоногие – самый многочисленный тип в мире животных (более 1,5 млн видов). Представители типа двусторонне-симметричнные животные (что это значит?), освоившие все среды обитания. Наружный покров пропитан особым органическим веществом – хитином. Хитин твердый и поэтому мешает членистоногим расти, поэтому  рост этих животных осуществляется только во время линек. В теле Членистоногих можно выделить 3 отдела: голова, грудь и брюшко (упр.3). Выделяют 3 класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

 

Класс Ракообразные

Лабораторная работа «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА»

 

Демонстрация видеофрагмента «Камчатский краб»

Вопрос учителя: чем питаются крабы?

(погибшими животными или «остатками с чужого стола»)

 

Значение ракообразных:

1.Служат пищей для многих рыб, китообразных и других животных

2.Санитары водоемов

3.Пища для человека

Вопрос учителя: каких ракообразных вы пробовали на вкус?

Ответ: рак речной, креветки, крабы, омары, лангусты.

 

 

В ходе демонстрации слайдов электронного приложения «Биология 7 класс», сопровождающейся комментированием учителя , учащиеся знакомятся с новым материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют лабораторную работу, используя раздаточный материал «Речной рак расчлененный»

 

 

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопрос

 

 

 

 

Знакомятся с материалом электронного приложения, отвечают на вопрос

Фронтальная, индивидуальная

 

 

регулятивные

  • планирование работы
  • контроль

коммуникативные

  • умение устанавливать рабочие отношения
  •  эффективное сотрудничество
  • представление информации в письменном виде

познавательные

  • структурирование  знаний
  •  выбор эффективных способов решения задач

 

Физкультминутка

1 мин

Учитель предлагает выполнить ребятам упражнения (исходное положение- стоя, руки на пояс):

- представить, что вы речной рак и у вас есть хитиновый панцирь (нагнуться, вперед, руки на пояс, плечи отводим вперед спину «дугой»)

-представить, что рак сбрасывает свой панцирь, происходит линька (принять исходное положение отводим плечи назад)

Повторить несколько раз

Повторяют упражнения за учителем

фронтальная

Коммуникативные

  • Эффективное сотрудничество
 

 

 

Класс Паукообразные.

К классу Паукообразные относятся не только пауки, но и скорпионы, клещи и сенокосцы. Все Паукообразные имеют 4 пары ходильных ног.

Паутинные бородавки располагаются у пауков на конце брюшка. В них поступает паутина из паутинной железы.

- О том, чем интересно пищеварение пауков, нам прочитает ….(с.61, 3 абзац).

 Скорпионы обитают в Средней Азии и Закавказье, имеют ядовитое жало на конце брюшка. Это орган защиты и нападения. Яд смертелен для насекомых и мелких млекопитающих. Для человека он не смертелен, но были случаи смерти детей в жаркое время. Укол скорпионов вызывает сильную боль, опухоль, сонливость, температуру. Через 2-3 дня это проходит.

Клещи – слитнотелые, очень мелкие паукообразные.

      Есть клещи - паразиты животных и человека. К таким относится чесоточный клещ (0,3 – 0,5 мм). Вызывает чесотку. Когда проделывает ходы в коже, у человека возникает сильный зуд. Для лечения используют серные мази. Нужно соблюдать гигиену кожи и одежды.

       Иксодовые клещи – переносчики опасного вирусного заболевания – клещевого энцефалита. К ним относятся таежный и собачий клещи. Они обитают в лесу, сидят на травинке или ветках, поджидая проходящих мимо них животных или человека. Цепляются за шерсть животных и одежду человека. Насосавшись крови, они увеличиваются в несколько раз – до размера крупной горошины. Поэтому после выхода из леса надо осмотреть одежду, встряхнуть ее во избежание заражения клещевым энцефалитом. При заражении резко поднимается температура до 40 – 41 градуса, наступает паралич.  

-знаете ли вы, как нужно себя ввести, если вы обнаружили уже присосавшегося клеща? ( с.60, 3 абзац снизу).

Учащиеся знакомятся с материалом электронного приложения, сопровождающимся комментариями учителя, читают текст учебника, отвечают на вопросы

 

фронтальная

регулятивные

  • планирование работы

коммуникативные

  • умение устанавливать рабочие отношения
  •  эффективное сотрудничество
  • Умение давать полный ответ на вопрос

познавательные

  • Умение выделять главную мысль в тексте

 

 

5.

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

5  мин

Демонстрация теста «Членистоногие» с использованием системы контроля и мониторинга  качества знаний «PROClass»

Отвечают на вопросы теста, аргументируют свой ответ по очереди

индивидуальная

регулятивные

  • контроль, коррекция, оценка

коммуникативные

  • представление информации в устной форме

познавательные

  • структурирование  знаний

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 мин

 Последние слайды  презентации содержат вопросы: «Понравился ли вам наш урок сегодня?» и «Какую оценку вы бы поставили себе сегодня за урок?».

 - учитель объявляется свои отметки, интересуется, что понравилось и не понравилось ребятам на  уроке,

благодарит за урок

 

С помощью системы «PROClass» ребята делают свой выбор.

 

 

Индивидуальная

коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные

  • рефлексия

личностные

  • смыслообразование
  • самооценка

7.

Информация о д/з

1 мин

задает   д/з: параграф 14, Р.Т. с.32-33.  Упр.8,9,11

Записывают домашнее задание в дневники

индивидуальная

личностные

  • самоопределение
               

 

Категория: Разработки | Просмотров: 1083 | Добавил: Асем | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar