Технологическая карта урока
Ф.И.О. Шукурова Асем Ивановна
Предмет: биология
Класс: 7
І. Блок целеполагания.
|
Тема урока:
|
Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные
|
Цель урока:
|
познакомится с типом Членистоногие путем изучения классов Ракообразные и Паукообразные
|
Планируемый результат: изучение общей характеристики типа Членистоногие, а также характерных признаков классов Паукообразные и Ракообразные
|
- знания: выявить особенности организации Ракообразных и Паукообразных; изучить внешнее строение Ракообразных на примере рака речного
- умения: развитие навыка самостоятельности мышления, умения делать выводы, формулировать ответы на вопросы.
- навыки: работа с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass
|
Личностно формирующая направленность урока:
личностные:
организация целенаправленной познавательной деятельности
коммуникативные:
умение работать в микрогруппе, организовывать учебное сотрудничество, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации; умение свободно отвечать на публику.
регулятивные:
умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в
процессе достижения результата
познавательные:
выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, рефлексия
|
ІІ. Блок инструментальный.
|
Задачи урока:
|
- Изучить характерные особенности типа Членистоногие, а именно с классами Ракообразные и Паукообразные.
|
Тип урока:
|
Урок изучения нового материала
|
Учебно-методический комплекс:
|
Источники информации
|
- Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2009. - 304с: ил.
- Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2008
- Электронное приложение «Биология 7класс» (издательство «Дрофа»)
|
|
ноутбук, мультимедийный проектор, белый экран, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass (5 пультов), демонстрационный материал «Речной рак расчлененный», дидактические карточки.
|
ІІІ. Блок организационно-деятельностный.
|
|
|
|
|
|
Таблица-схема "План урока".
№
|
Этапы
|
Время
|
Содержание этапа
|
Основная форма работы
|
УУД
|
деятельность учителя
|
деятельность учащихся
|
1.
|
Организационный этап
|
1 мин
|
приветствует учеников, проверяет количество учащихся
|
настраиваются на предстоящую работу
|
фронтальная
|
личностные
|
2.
|
Постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний
|
10 мин
|
Предлагает разгадать кроссворд, ключевое слово которого – тема урока. Зачитывает вопросы кроссворда:
1.Основным хозяином свиного цепня является…(человек)
2.Наука о животных – это…(зоология)
3.Продолжите выражение: брюшная нервная …(цепочка)
4.Тело какого простейшего имеет сразу 2 ядра – большое и малое. (инфузория-туфелька)
5.Этого моллюска активно используют в медицине при угрозе кровоизлияний и при гипертонии. (пиявки)
6.Как называются иглы в теле губок? (спикулы)
7. Какое название получил язычок с хитиновыми зубами у брюхоногих моллюсков? (терка)
8.Второе название малощетинковых червей. (Олигохеты)
9.Тело брюхоногих моллюсков подразделяют на голову, туловище и …(ногу)
10. Чем покрыто тело большинства моллюсков? (раковина)
11.Одно из царств живой природы (Грибы)
12. Моллюск, не имеющий раковины. Вредитель наших огородов. (Слизень)
13. Шарообразное образование в раковинах некоторых моллюсков, используемое для производства ювелирных украшений. (Жемчуг)
- итак, тема нашего урока «Тип Членистоногие». Сегодня на уроке мы поговорим о двух классах этого типа: Ракообразные и Паукообразные. Вам будет предложена лабораторная работа.
В конце урока я предложу вам тест с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний «PROClass», поэтому будьте внимательны.
- перед тем, как мы начнем изучать новый материал мне бы хотелось задать вам вопрос. (демонстрация слайдов 3,4). В конце урока вы обязательно узнаете ответ на этот вопрос.
- сейчас откройте ваши тетради на с.30. Запишите число: 4.12.2014г
|
отвечая на вопросы учителя, разгадывают кроссворд, озвучивают ключевое слово (тема урока), в рабочих тетрадях записывают дату урока.
|
фронтальная
|
личностные
- формирование учебной мотивации
регулятивные
коммуникативные
- умение точно выражать свои мысли
|
3.
|
Первичное усвоение новых знаний
|
20 мин
|
- Тип Членистоногие – самый многочисленный тип в мире животных (более 1,5 млн видов). Представители типа двусторонне-симметричнные животные (что это значит?), освоившие все среды обитания. Наружный покров пропитан особым органическим веществом – хитином. Хитин твердый и поэтому мешает членистоногим расти, поэтому рост этих животных осуществляется только во время линек. В теле Членистоногих можно выделить 3 отдела: голова, грудь и брюшко (упр.3). Выделяют 3 класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.
Класс Ракообразные
Лабораторная работа «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА»
Демонстрация видеофрагмента «Камчатский краб»
Вопрос учителя: чем питаются крабы?
(погибшими животными или «остатками с чужого стола»)
Значение ракообразных:
1.Служат пищей для многих рыб, китообразных и других животных
2.Санитары водоемов
3.Пища для человека
Вопрос учителя: каких ракообразных вы пробовали на вкус?
Ответ: рак речной, креветки, крабы, омары, лангусты.
|
В ходе демонстрации слайдов электронного приложения «Биология 7 класс», сопровождающейся комментированием учителя , учащиеся знакомятся с новым материалом.
Выполняют лабораторную работу, используя раздаточный материал «Речной рак расчлененный»
Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопрос
Знакомятся с материалом электронного приложения, отвечают на вопрос
|
Фронтальная, индивидуальная
|
регулятивные
- планирование работы
- контроль
коммуникативные
- умение устанавливать рабочие отношения
- эффективное сотрудничество
- представление информации в письменном виде
познавательные
- структурирование знаний
- выбор эффективных способов решения задач
|
Физкультминутка
|
1 мин
|
Учитель предлагает выполнить ребятам упражнения (исходное положение- стоя, руки на пояс):
- представить, что вы речной рак и у вас есть хитиновый панцирь (нагнуться, вперед, руки на пояс, плечи отводим вперед спину «дугой»)
-представить, что рак сбрасывает свой панцирь, происходит линька (принять исходное положение отводим плечи назад)
Повторить несколько раз
|
Повторяют упражнения за учителем
|
фронтальная
|
Коммуникативные
- Эффективное сотрудничество
|
|
|
|
Класс Паукообразные.
К классу Паукообразные относятся не только пауки, но и скорпионы, клещи и сенокосцы. Все Паукообразные имеют 4 пары ходильных ног.
Паутинные бородавки располагаются у пауков на конце брюшка. В них поступает паутина из паутинной железы.
- О том, чем интересно пищеварение пауков, нам прочитает ….(с.61, 3 абзац).
Скорпионы обитают в Средней Азии и Закавказье, имеют ядовитое жало на конце брюшка. Это орган защиты и нападения. Яд смертелен для насекомых и мелких млекопитающих. Для человека он не смертелен, но были случаи смерти детей в жаркое время. Укол скорпионов вызывает сильную боль, опухоль, сонливость, температуру. Через 2-3 дня это проходит.
Клещи – слитнотелые, очень мелкие паукообразные.
Есть клещи - паразиты животных и человека. К таким относится чесоточный клещ (0,3 – 0,5 мм). Вызывает чесотку. Когда проделывает ходы в коже, у человека возникает сильный зуд. Для лечения используют серные мази. Нужно соблюдать гигиену кожи и одежды.
Иксодовые клещи – переносчики опасного вирусного заболевания – клещевого энцефалита. К ним относятся таежный и собачий клещи. Они обитают в лесу, сидят на травинке или ветках, поджидая проходящих мимо них животных или человека. Цепляются за шерсть животных и одежду человека. Насосавшись крови, они увеличиваются в несколько раз – до размера крупной горошины. Поэтому после выхода из леса надо осмотреть одежду, встряхнуть ее во избежание заражения клещевым энцефалитом. При заражении резко поднимается температура до 40 – 41 градуса, наступает паралич.
-знаете ли вы, как нужно себя ввести, если вы обнаружили уже присосавшегося клеща? ( с.60, 3 абзац снизу).
|
Учащиеся знакомятся с материалом электронного приложения, сопровождающимся комментариями учителя, читают текст учебника, отвечают на вопросы
|
фронтальная
|
регулятивные
коммуникативные
- умение устанавливать рабочие отношения
- эффективное сотрудничество
- Умение давать полный ответ на вопрос
познавательные
- Умение выделять главную мысль в тексте
|
5.
|
Первичная проверка понимания и первичное закрепление
|
5 мин
|
Демонстрация теста «Членистоногие» с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний «PROClass»
|
Отвечают на вопросы теста, аргументируют свой ответ по очереди
|
индивидуальная
|
регулятивные
- контроль, коррекция, оценка
коммуникативные
- представление информации в устной форме
познавательные
|
6.
|
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
2 мин
|
Последние слайды презентации содержат вопросы: «Понравился ли вам наш урок сегодня?» и «Какую оценку вы бы поставили себе сегодня за урок?».
- учитель объявляется свои отметки, интересуется, что понравилось и не понравилось ребятам на уроке,
благодарит за урок
|
С помощью системы «PROClass» ребята делают свой выбор.
|
Индивидуальная
|
коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
познавательные
личностные
- смыслообразование
- самооценка
|
7.
|
Информация о д/з
|
1 мин
|
задает д/з: параграф 14, Р.Т. с.32-33. Упр.8,9,11
|
Записывают домашнее задание в дневники
|
индивидуальная
|
личностные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|