17:22
Моя методическая идея на "Фестивале методических идей молодых педагогов"

Воспитание любви к малой Родине на уроках биологии

на основе метода мини-проектов

Шукурова Асем Ивановна, учитель биологии, химии ГБОУ ООШ с.Тамбовка

 

…у кого нет малой Родины, у того нет и большой…

Любовь Горохова

 

    Знакомясь с примерной основной образовательной программой основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, невольно замечаешь, что патриотическому воспитанию сегодня выделяется достойное место.

В качестве приоритетной цели образования Стандарт указывает формирование российской гражданской идентичности обучающихся.  В пояснительной записке отмечается важность формирования гражданской ответственности, «национального согласия» в оценке становления и развития российского общества и государства, «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов».

Все мы знаем, что патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Биология как наука в плане воспитания патриотизма представляет широкие возможности На своих уроках мы часто упоминаем выдающихся российских ученых (Вернадский В.И., Вавилов Н.И., Сеченов И.М., Павлов И.П. и др.), их огромном  вкладе  в развитие мировой науки и своими исследованиями прославившими нашу Родину. Нельзя не говорить о  России как самой большой стране,  которая простирается сразу на несколько природных зон.

Но проблему я вижу в том, что современные дети, все же имея некоторое представление о стране, в которой они живут, зачастую так мало знают о своей малой Родине (селе, поселке, ауле).

Ведь именно, зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Толчком для меня послужило то, что мои ученики однажды не смогли ответить на вопрос, кто изображен на гербе Большеглушицкого района.

      В своей работе я часто использую   метод мини-проектов.

 Мини-проект- это проект, ограниченный определенными временными рамками (1-2 урока), но   характеризующийся теми же этапами, что и обычный проект, а именно:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект;

  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания;

  • < >, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы;

    Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

    В чем преимущество  мини-проектов?

  1. обучение учащихся проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне;
  2. учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности;
  3. выбор учащимся из нескольких уже частично проработанных тем наиболее интересной и социально значимой и ее доработка;
  4. жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую (по сравнению с долгосрочными проектами) самостоятельность и активность учеников.

              Метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения , описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Свою методическую разработку я хочу продемонстрировать на примере урока биологии в 7 классе. При изучении темы «Отряды птиц» в 7 классе я обращаю внимание ребят на герб села Большая Глуш ица, на котором изображена «в лазоревом поле серебряная дрофа с червлёными глазами и золотыми ногами, держащая в золотом клюве колос того же металла».

Как показывает практика, практически никто из учеников не может ответить на вопрос, кто изображен на гербе Большой Глушицы. Да что говорить об учениках, если и взрослые искренне удивляются, когда узнают, что герб села украшает не «какая-то птица», а дрофа- самая крупная летающая птица в Европейской части России, занесённая в Книгу рекордов Гиннеса. Дрофа аллегорически показывает уникальность и богатство Глушицкой земли, богатой разнообразной птицей - оседлой, кочующей, перелётной.

Дальше я сообщаю о том, что в связи с распашкой целинных степей, достигшей своего апогея в 50-60 гг. XX века, из степи практически исчезли крупные птицы - журавль-красавка и дрофа. Эти птицы гнездятся на земле, поэтому большая часть гнезд и птенцов уничтожается тракторами, случайно наезжающими на них. Если изящных журавлей можно изредка увидеть на юге нашей области, то дрофе повезло меньше. Дрофа лишена копчиковой железы, и, соответственно, во время дождя ее перья намокают. Этим пользуются охотники - они подходят к беззащитной птице и забивают ее палками. А еще страшнее - охотники на машинах. Очень редко теперь можно увидеть дрофу в нашем крае - она почти истреблена.

После этого я предлагаю детям поразмышлять на тему, а кто бы еще из обитателей Большеглушицкого района мог бы занять место на его гербе? Учащиеся вспоминают и степного орла, и беркута, цапель и даже сусликов. Из ночных хищников в Большеглушицком районе встречается самая крупная сова в мире - филин. Филин занесен в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области. Далее ребята работают по группам, каждая из которых должна составить свой вариант герба родного села и защитить его перед классом. Заранее приготовленные рисунки, цветная бумага, клей и ножницы помогают сделать это достаточно быстро.

Можно также обратить внимание ребят на гербы других районов Самарской области. Например, герб Пестравского района украшает пчела, Шигонского – лось, Хворостянского – голубь, Камышлинского – конь, Сергиевского – лисица и.т.д.

При изучении темы «Основы систематики растений» в 6 классе, где учащиеся знакомятся с таксономическими единицами, учитель часто сравнивает соотношение таксонов с «принципом матрешки». По этому принципу «вид» – самая маленькая, а «царство» – самая большая матрешка. В моем случае я привожу другой пример – «Почта». Как письмо ищет своего адресата? Выстраиваем цепочку (может быть разной) «Страна→область→район→село→улица→дом→я».

В нашем случае получается «Россия→Самарская область→Большеглушицкий район→село Тамбовка→улица Советская→дом 27→Иванов Иван».

Другой пример касается памятников природы регионального значения на территории Большеглушицкого района, с которыми я знакомлю учащихся в рамках изучения темы «Охрана растений». Тема изучалась весной. Здесь я также предложила ребятам подумать, знают ли они уголок природы в своем селе, который бы они хотели сделать памятником природы. Учащимся было предложено сделать фотографию этого места с описанием.

Таким образом учащиеся на моих уроках постепенно познают свой родной край посредством изучения биологии. Сейчас моей главной целью является разработать рабочую программу по внеурочной деятельности для 7 класса  «Большая Глушица – моя малая Родина», где можно будет также познакомится  с историей, природой, культурой. экономикой нашего района.

Категория: Разработки | Просмотров: 433 | Добавил: Асем | Теги: Нефтегорск, моя методическая идея | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar